zyplionok: (Капуцин)
[personal profile] zyplionok
В режиссерском комментарии к фильму The Year My Voice Broke (1987) Джон Дайган говорит, что у Бена Мендельсона изначально был странноватый смех, который они усилили и сделали одной из особенностей героя, дополнительным штрихом к его маниакальности. На мой взгляд, это очень продуктивная стратегия - брать в актере то, что в нем уже заложено, и органически вплетать это в характер персонажа. Такой подход далек от механического наклеивания носов и лысин, набирания веса и т.д. - когда красивый актер во что бы то ни стало хочет сыграть характерную роль (или этого хочет режиссер/продюсер для привлечения внимания к картине). Вообще, все эти усы и носы глубоко вторичны: в идеале, в хорошем актере уже заложено столько всего, что он может перевоплощаться в самых разных людей.
Именно поэтому (хороший) актер должен быть многогранной личностью в самом буквальном смысле - и чем больше этих граней, тем больше у актера валентностей, способов вжиться в любую роль. Яркая индивидуальность парадоксальным образом этому не мешает, а наоборот, способствует. Киллиан Мерфи успешно играет в маленьких ирландских фильмах Intermission (2003) и Perrier's Bounty (2009) совершенно обыкновенного хорошего парня, без маниакальности, которую актеру любят приписывать недалекие зрители. Безусловно, она в нем заложена - и, благодаря своему мастерству, он умело регулирует диапазон характеристики, при необходимости полностью ее заглушая. Другое дело, что такое сокровище лучше использовать, а не заглушать - но та же условная маниакальность может быть по-разному подсвечена, с разным знаком - положительным или отрицательным (впрочем, это если совсем упрощать, поскольку у каждого героя каждая характеристика будет звучать по-своему - это градиент, а не бинарная оппозиция).
Таким образом, нам интересно смотреть на определенного актера именно потому, что во всех своих ролях он все равно остается собой; его обаяние (если понимать его как неделимую совокупность характеристик, привлекающих нас в актере) за редким исключением (см. ниже) никуда не девается, а только трансформируется. Именно благодаря этому Дональд Сазерленд (которому, опять же, любят приписывать однозначное отрицательное обаяние) сыграл очень хороших и при этом не похожих друг на друга людей в Klute (1971) и Ordinary People (1980). Именно поэтому условно характерные актеры обладают таким широким диапазоном - и, к сожалению, этот диапазон зачастую эксплуатируется во второстепенных ролях, даже если они обладают внешностью героев-любовников (см. карьеру того же Киллиана Мерфи). В то же время, когда актеры с ярким обаянием (и не самой однозначно кинокрасавческой внешностью) все-таки попадают на главную роль, получаются такие культовые феномены, как Дэвид Теннант, Джон Симм или Бенедикт Камбербэтч. В основе характерности лежит характер.
Такая роль, как у Бена Мендельсона в сериале "Bloodline", для актера подарок - но это подарок не случайный. Во втором сезоне на первый план выходит другой актер, которому тоже есть что играть, но он держится, в первую очередь, за счет хорошо выписанного сюжета, подразумевающего определенное развитие характера. В то же время Мендельсон в первом сезоне создавал своего персонажа сам: в нем есть непредсказуемость, неоднозначность реакций вне зависимости от происходящего, и смотреть на это интересно. В первом сезоне все вытягивает актер, во втором - сюжет.
Игра невозможно без правил - иначе это не игра, а хаос. Точно так же вышеупомянутая непредсказуемость интересна именно потому, что она существует внутри определенных рамок. У роли есть некоторый рисунок, контур, но мелкие колебания внутри него зависят от самого актера. Кстати, хороший режиссер чувствителен к этим колебаниям, и они (редко, но бывает) могут изменить и весь рисунок роли. Так Дерек Сиенфрэнс изначально написал персонажа Бена Мендельсона в The Place Beyond the Pines (2012) как неприятного бандита, но в процессе полностью переделал его в обаятельного друга главного героя. Занятно, что Райан Гослинг предложил Мендельсона на эту роль из-за его работы в фильме Prime Mover (2009), а Сиенфрэнс пригласил на прослушивание, поскольку видел его в Animal Kingdom (2010); в обоих случаях он играет отморозков, причем первый практически полностью лишен хотя бы какого-то обаяния.
Сиенфрэнс руководствовался композицией картины в целом, но соблазнительно думать что он, подобно Дайгану, о котором мы говорили в начале, сумел разглядеть и акцентировать именно те черты Мендельсона, которые ярче всего раскрылись бы в фильме. Разумеется, Мендельсон смог бы сыграть мрачного закоренелого уголовника, но зачем забивать гвозди микроскопом? К вопросу о накладных носах и актерском диапазоне: диапазон нужен не для того, чтобы демонстрировать условное "быстрее-выше-сильнее", стараясь уйти как можно дальше от себя, но чтобы, оставаясь собой, быть разным и интересным. И некоторым это даже удается.

Бонус: лучшие роли Бена Мендельсона

The Year My Voice Broke (1987)
Animal Kingdom (2010)
Starred Up (2013)
Mississippi Grind (2015)
"Bloodline" (2015)

а также

Cosi (1996)
Idiot Box (1996)
Killing Them Softly (2012)
The Place Beyond the Pines (2012)
Lost River (2014)
Una (2016)

плюс самые функционально романтические роли

Sirens (1993)
"The Secret Life of Us" (2001)

...и все остальное.

PS Спасибо [livejournal.com profile] murzillo за вдохнов(л)ение.

Date: 2017-04-09 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
"Именно поэтому (хороший) актер должен быть многогранной личностью " шизофреником? ))) мне больше нравится идея что актёр - профессиональный лжец и может кем угодно притвориться и убедительно лгать о своих чувствах.
"все-таки попадают на главную роль, получаются такие культовые феномены," то что в списке одни британцы - баг или фича? )
скромный ленивец! ты бы хоть ссылки на отзывы дала, чтобы сразу посмотреть о чём там лучшие роли. Или хотя бы общий тег сделала, чтобы в будущем легче искать было. Хотя ссылки оно вернее ))
и вопрос, весь этот список - это только хорошие роли или хорошие фильмы тоже? потому что например фильм Гослинга помнится разругали в хлам.

и молодец что подытожила )) без такой финальной точки тема как бы не закрыта.
Edited Date: 2017-04-09 08:04 am (UTC)

Date: 2017-04-09 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] zyplionok.livejournal.com
Думаю, одно другому не мешает. Недавно читала интервью с одним преподавателем актерского мастерства, который учит method acting, и он как раз говорит о том, что неважно, какие техники использует или не использует актер - важен результат. Дорог может быть много (причем комбинированных) - а итог один (в кино, в театре по-другому).
Конечно, я размышляла про гениальных интуитов, пустые сосуды, "актер не обязан быть умным" - такие вещи. Но лично мне все-таки интересен умный актер - в котором гениальность, органика и т.д. - всякие такие непросчитываемые вещи - сочетаются с осознанностью. Плюс, конечно же, профессионализм, который тоже достигается разными путями. Тот же Мендельсон нигде не учился актерскому мастерству - как начал работать подростком на съемочной площадке, так у него и не было времени остановиться. Старался учиться на ходу.

Хаха, это у них там на островах воздух такой))

Да там половина отзывов - картинки без слов, а про самые лучшие фильмы и роли даже писать не особенно интересно (и я вообще не люблю писать:) - настолько очевидными мне они кажутся. То есть там одно воздевание рук к нему и вращание глазами. Хотя, конечно, надо уметь выразить и донести любую мысль - с этим у меня разнообразные проблемы.
Но ты права, может, и поставлю. Хотя там легко найти и так - последние страницы три журнала практически полностью "и это все о нем")

Хороший вопрос. Все-таки роли, хотя если брать первую пятерку, то и фильмы - вообще без вопросов. Со второй начинаются сложности - прежде всего, с упомянутым тобой Lost River и Idiot Box. Первый фильм не зря упрекают во вторичности, второй вообще слегка ужасен, но в обоих случаях Мендельсону удается, на мой взгляд, сделать то, что не встречается в других его фильмах, нечто особенное. То есть, к примеру, Big Steal сам по себе очень милый фильм, но роль не такая яркая, и образ похож на то, что было/будет в других работах (вот Cosi можно было бы убрать по той же причине).
Хотя все это крайне условно - и именно потому я не люблю списки)

Ну а функциональная романтика (будем считать, что это немного эвфемизм:) к качеству фильма вообще может иметь довольно отдаленное отношение (с другой стороны, если она там есть, то это уже достоинство):). Его появление в "The Secret Life of Us" - это просто образцовая романтика романса; все авторы подобной (?) продукции должны так уметь, иначе зачем все это?)
В "Сиренах" его, конечно, преступно мало, но что поделаешь - приходится довольствоваться началом и стрип-покером.

Date: 2017-04-09 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
" Хотя там легко найти и так - последние страницы три журнала..." это сейчас! а через пару лет фиг найдёшь же )
"Тот же Мендельсон нигде не учился актерскому мастерству" - надо же. Уникум.

кстати, мне он очень понравился в Slow West - роль небольшая, но какая же колоритная! в Killing Them Softly вообще бог, с такой точностью передать распад личности, это что-то!
да и в Изгое хорош )) форма к лицу )
Edited Date: 2017-04-09 02:26 pm (UTC)

Date: 2017-04-09 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] zyplionok.livejournal.com
Мне самой, честно говоря, мешает отсутствие меток, но у меня к ним в свое время были претензии метафизико-идеологического свойства) Теперь-то я понимаю, что надо (было). В своем (и не только) журнале ищу через гугл или ljsearch, но это, конечно, не панацея.

Да! Много читал и смотрел - ну и просто очень талантливый. А знаешь ли ты, что один из его предков по материнской линии играл в театре в Оксфорде? Я посмотрела передачу Who Do You Think You Are? про него - очень интересно и трогательно.

Мне тоже понравилось, но уж больно мало.

Killing Them Softly я пересмотрела недавно (тем боле, что в первый раз толком ничего не поняла, по-моему) - и правда, прекрасный фильм. И их дуэт со Скутом МакНэйри отличный.

А "Изгоя" я не видела - у меня со "Звездными войнами" не складывается. Но почитала у тебя.

Date: 2017-04-10 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
наследственность значит хорошая ) к слову про ЗВ, я их сама не особенно люблю, но этот фильм выгодно отличается от других - здесь в ролях сплошные люди, причём не какие-то супермены, а простые рядовые. Тот самый расходный материал, который гибнет пачками на тяжёлых заданиях. И история получилась довольлно трагичная и очень человечная, просто в декорация фэнтезийной космической сказки. Не зря их сравнивали с 28 панфиловцев.

Date: 2017-04-09 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
1) вы киноманьяк.
2) мурзилло ужасна - у нее находится пара добрых слов почти всему, что это синтетическое порождение чуждого разума смотрит своими фасеточными глазами (живой человек столько кинопродукции усваивать не способен). в результате практически невозможно пользоваться ее нечеловеческой (sic) кинопросмотроспособностью.
3) фото хорошее. это в каком фильме? надо наверное посмотреть. (впрочем, я обнаружил, что мы промухали пять серий из второго сезона iZombie, не говоря уже о продлении на третий...)

Date: 2017-04-09 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zyplionok.livejournal.com
1) Есть немного - в одном из смыслов)
2) Ах, ее журнал я буду перечитывать в минуту жизни трудную. Впрочем, уже сейчас.
3) Аааа, это лучший комплимент и способ меня порадовать! Я каждый раз так реагирую, будто, как минимум, родила фигуранта картинки. Это стоп-кадр из интервью с ним, которое я скачала с ютьюба (https://www.youtube.com/watch?v=oG34-NTUZ2o). Так что iZombie может спать спокойно (то есть наоборот - ходить).

Date: 2017-04-09 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] murzillo.livejournal.com
что делать, доброта моя не знает границ )
впрочем особо плохие вещи даже меня могут достать и быть обруганы )
Edited Date: 2017-04-09 02:56 pm (UTC)

Profile

zyplionok: (Default)
zyplionok

April 2017

S M T W T F S
      1
234567 8
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 12:51 am
Powered by Dreamwidth Studios